- Вы купили новенький фотоаппарат и хотите выжать из него больше чем выдает ваш мобильный телефон?
- Или может вам надоели унылые снимки, которые делает ваша камера на автомате?
- Вы хотите узнать как правильно настраивать фотоаппарат в ручном режиме?
В таком случае обратите внимание и примите на вооружение следующие пять простых правил по ручной настройке фотоаппарата в конце статьи, а для начала мы разберем основные параметры настройки фотоаппарата.
Современные зеркальные и беззеркальные фотоаппараты имеют множество различных настроек. Количество настраиваемых параметров отличается в зависимости от класса фотоаппарата и его стоимости. Однако основные настройки на всех фотоаппаратах одинаковы. Мы рассмотрим на примере как настроить фотоаппарат никон. На всех других фотоаппарат все эти настройки будут такими же. На основе этих же настроек вы будете знать как правильно настроить фотоаппарат canon и все другие модели и бренды фотокамер.
На рисунке вы видите основные параметры настройки для камеры Nikon D5100. Во всех фотоаппаратах есть эти же самые настройки.
Для начала рассмотрим основные параметры которые влияют на качество съемки:
В первую очередь рассмотрим как влияет каждый из этих параметров на качество съемки, а затем как правильно настроить фотоаппарат.
Фокусировка
Практически все фотографы сейчас используют автоматическую фокусировку. Очень редко вы найдете фотографа который фокусируется вручную. Это значительно ускоряет и облегчает процесс фотографии. И чем лучше, быстрее и точнее фокусируется фотоаппарат и объектив — тем они дороже.
Подавляющее большинство объективов сейчас выпускается с моторами автофокусировки, поэтому чаще всего на самом объективе есть переключатель между ручным и автоматическими режимами фокусировки. Как на фото.
Казалось бы поставил автоматический режим фокусировки и вперед щелкать. Но тут тоже есть особенности. Есть несколько режимов работы автоматической фокусировки:
- покадровая фокусировка — AF-S для камер Nikon. Тут все просто. Перед каждым кадром фотоаппарат фокусируется и вы делаете кадр. Этот режим подходит для статических объектов.
- следящая фокусировка AF-C для камер Nikon или ее еще называют непрерывной. Это уже более интересный режим. При нажатии наполовину кнопки спуска затвора автоматика фокусируется на объекте и постоянно держит его в фокусе. Этот режим подходит для съемки подвижных объектов. Активных детей во время игры, спортивных событий, резких движений в кадре.
- есть и полностью автоматический режим фокусировки или смешанный AF-A. Камера сама выбирает какой режим фокусировки использовать, покадровую фокусировку или следящую фокусировку.
С фокусировкой конечно можно поэкспериментировать в ручном режиме, прокрутить кольцо фокусировки, но думаю надолго вашего терпения не хватит и вы позволите фокусироваться автоматике камеры. Автоматическая фокусировка происходить с помощью фазовых датчиков фокусировки. Чем их больше тем точнее работает автоматика камеры. В некоторых камерах фазовые датчики находятся непосредственно на матрице фотоаппарат, в классических моделях выведенны в отдельный модуль и непосредственно связаны с видоискателем. Более подробно о фокусировке и видоискателях почитайте в интересной статье Зеркалка VS беззеркалка. Какой видоискатель лучше
Правило первое: выбирайте правильный режим фокусировки в зависимости от снимаемой сцены.
Баланс белого
На старых пленочных камерах не было этой проблемы. Сегодня же в современных фотокамерах это очень важный момент. Конечно же профессионалы чаще всего снимают в режиме RAW и не знают проблем с балансом белого. В этом случае все вопросы по балансу белого решаются уже на пост обработке, сидя за компьютером.
Однако многие пользователи не заморачиваются с RAW форматом или даже не знают что это такое. И для этого к нам снова приходит производитель на помощь.
Обычно в камере есть предустановленные режимы баланса белого. Солнце, облачно, тень, лампа накаливания, лампы дневного света, ручной режим. Ну и конечно автоматический. Ниже на рисунке можете видеть меню настройки баланса белого на фотоаппарате Nikon D5100.
На зеркальных и беззеркальных камерах есть ручная настройка баланса белого, а на дорогих профессиональных камерах есть настройка баланса в кельвинах.
Вы можете выбрать любой режим баланса белого, в зависимости от вида освещения того места где вы находитесь. Если не правильно выбрать баланс белого, то на ваших фотографиях будут неестественные цвета (только в случае съемки в формате jpeg).
Поэтому правило второе: Ставьте режим съемки RAW + JPEG. Тогда в случае промаха баланса белого вы всегда сможете откорректировать свет на компьютере, а если вам нужно срочно отдать фотографии и у вас нет времени на проявку RAW, то у вас уже есть готовые снимки в JPEG.
Экспозиция
Экспозиция это количество света, необходимого для правильного формирования яркости объектов на снимке. Если говорить по простому это сочетание трех главных составляющих:
- ISO — или светочувствительность матрицы
- Диафрагма — количество света попадающего в кадр
- Выдержка — время экспонирования кадра.
Все эти три параметра экспозиции по своему влияют на фотографию и каждая из этих составляющих имеет свои художественный эффект. О том как влияет каждый из этих параметров на качество снимков и как они настраиваются полностью описано в отдельных статьях с примерами, поэтому на них не будем останавливался. (ссылки на статьи выше).
Теперь, когда мы ознакомились с основными настраиваемыми параметрами фотоаппарата, мы можем перейти уже к пяти простым правилам, которые помогут вам правильно настроить фотоаппарат в ручном режиме. Первые два совета мы уже рассмотрели выше.
ISO или светочувствительность матрицы
Следующий и очень важный момент это светочувствительность, старайтесь светочувствительность ставить как можно ниже, конечно в зависимости от освещения в помещении.
Если у вас новая камера то обязательно перечитайте статью светочувствительность матрицы и определите какая светочувствительность на вашем фотоаппарате наиболее приемлема. Определите максимальное значение ISO при котором зернистость и цифровые шумы на фотографии ещё не так проявляется и при котором качество фотографии вас устраивает. Старайтесь при настройке камеры не превышать это значение ISO чтобы не получить в результате испорченные фотографии. На некоторых современных камерах можно выставить максимальное допустимое значение ISO и поставить автоматический режим выбора ISO. Тогда автоматика камеры самостоятельно будет подбирать нужное значение ISO, но при этом не будет превышать выставленное вами значение.
Правило третье: старайтесь использовать минимальные значения ISO.
Выдержка
Следующий негласный секрет при ручных настройках фотокамеры: следите за выдержкой чтобы не было шевелевке на фотографии. Негласное правило фотографов Значение выдержки должно быть в 2 раза больше фокусного расстояния объектива. Если это не соблюдать то на ваших фотографиях с большой вероятностью появится шевеленка и фотографии получатся размытыми.
Рассмотрим на примере: у вас на фотоаппарате установлен объектив 50мм F/1.8 лучше всего выдержку ставить не менее с 1/100 секунды. Конечно если вы имеете опыт съемки умеете правильно держать камеру вы с легкостью можете снимать и на 1/50 секунды и даже на выдержке 1/20 но учтите также момент что на таких длинных выдержках малейшее дрожание руки или даже дыхание фотографа отражается на фото в виде шевеленки.
Идеальный вариант поставить камеру на штатив и можно хоть две-три секунды ставить выдержку тогда это не повлияет на качество снимка но мы сейчас говорим о съемки с рук. При фотосъемке так же модель может двигаться это тоже влияет на резкость фотографии.
Если к примеру у вас объектив 18-105мм F/3.5-5.6 и вы снимаете на длинном конце то соответственно вам желательно поставить выдержку 1/200 секунды и тогда на длинном конце вы гарантированно получите снимок без шевеленки и резкий, конечно в случае если фокусировка не будет нарушена.
Но при этом на коротком конце объектива 18 мм вы уже можете ставить выдержку 1/40 он тут опять-таки палка о двух концах.
1/40 это довольно длинная выдержка, если вы фотографируете детей которые двигаются и бегают они однозначно будут размыты. Это правило действует для статичных объектов.
Для движущихся объектов съемки используют значительно более короткие выдержки 1/500, 1/1000 и до 1/8000. Такие выдержки используют при съемке спортивных событий. Если же вы снимаете детей или любые другие подвижные объекты то на короткофокусных объективах желательно использовать более короткие выдержки, тогда вы избежите нежелательной шевеленки и прочих Сюрпризов связанных с резкими движениями камеры или модели.
Правило четвертое: при съемке с рук выдержка должна быть в два раза больше фокусного расстояния объектива.
Диафрагма объектива, или апертура
И последний секрет настройки фотоаппарата даже не настройки фотоаппарата, а съемки. Касается не всех фотоаппаратов вернее не всех объективов. Если у вас светосильный объектив не старайтесь всегда снимать на максимально открытой диафрагме. Поскольку это чревато последствиями.
Во-первых на самой открытой диафрагмы даже топовые объективы не всегда правильно фокусируется. Во-вторых Если вы неопытный фотограф то объект вашей съемки может не попасть в фокус либо оказаться больше чем зона ГРИП.
Например вы фотографируете троих своих друзей и снимайте на объектив 85 мм, или на очень популярный полтинник на открытой диафрагме 1.8. Если расстояние до каждой из моделей разное то у вас на фотографии получиться один из них в фокусе а двое других размытые. Стоит вам прикрыть диафрагму на два стопа то все тут же попадут фокус и у вас получиться резкая фотография.
Правило пятое: Если у вас пока еще мало опыта, при работе со светосильными объективами избегайте максимально открытой диафрагмы.
Подытожим
Мы рассмотрели основные ручные настройки фотоаппарата на примере Nikon D5100. Теперь вы знаете как правильно настроить фотоаппарат в ручном режиме.
И теперь вы знаете пять простых секретов фотографа:
- Выбирайте правильный режим фокусировки в зависимости от снимаемой сцены.
- Ставьте режим съемки RAW + JPEG
- Старайтесь использовать минимальные значения ISO.
- При съемке с рук выдержка должна быть в два раза больше фокусного расстояния объектива.
- При работе со светосильными объективами избегайте максимально открытой диафрагмы
А какие вы знаете секреты или особенности при фотосъемке?
Напишите об этом в комментариях.
Ваш комментарий будет первым